В Рунете действует несколько тысяч медицинских сайтов, которые посещают более миллиона человек в месяц. Помимо чисто информационных ресурсов действуют и медицинские он-лайн консультации, организованные по принципу форума: пациент создает тему в разделе нужного ему специалиста, описывает свою проблему и через некоторое время получает ответ доктора. В числе преимуществ медицинской он-лайн консультации бесплатность, анонимность, оперативность, удобное (свободное от работы/учебы) время обращения, отсутствие очередей и предварительной записи на прием. Вы можете с минимальными затратами получить консультацию квалифицированного специалиста и даже узнать мнение нескольких врачей по интересующему вас вопросу, а также реакцию многих пользователей на ответы консультанта.
Чем может быть полезна медицинская он-лайн консультация? Ответить на этот вопрос нам помогли около 1000 пользователей Рунета, имевших опыт обращения к подобным ресурсам. Большинство опрошенных (67%) ограничились чтением уже готовых ответов на вопросы, сходные с теми, которые они собирались задать, а 33% задавали нужные вопросы самостоятельно. При этом, задавать собственные вопросы более склонны те пользователи Рунета, кто ранее уже обращался по этому же вопросу к врачу в стационарное медицинское учреждение. К данной группе можно отнести 25% от числа всех респондентов.
Так как пользователями интернета являются, в основном, относительно молодые люди, которых не коснулась рука серьезной болезни, любопытство и желание лучше разбираться в медицинских вопросах часто выступают основной причиной их обращения в медицинскую он-лайн консультацию. Пожилые же люди, которые особо нуждаются в медицинской консультации, часто не имеют свободного доступа в интернет. Поэтому, некоторые интернет-пользователи мотивируют свое обращение в медицинскую он-лайн консультацию стремлением помочь своим старшим родственникам.
Что стало причиной обращения в медицинскую он-лайн консультацию? Задавали вопросы Читали готовые сами ответы - Любопытство, просто был интересующий меня вопрос 24% 40% - Я забочусь о своем здоровье - хочу лучше разбираться в медицинских вопросах 15% 17% ------------------------------------------------------------ - Не хотелось идти в поликлинику, стоять в очереди 18% 16% - Бесплатная квалифицированная консультация 18% 13% ------------------------------------------------------------ - Вопрос интимного характера, стеснялся (-сь) спросить при личном общении 11% 8% - Нужна была экстренная помощь, но не хотелось вызывать врача 10% 5% ------------------------------------------------------------ - Другое 4% 3%
В числе прочих причин обращения в медицинскую он-лайн консультацию стоит отметить отсутствие нужных (или хороших) специалистов по месту проживания, желание удостовериться в правильности поставленного диагноза и назначенного лечения, устроив виртуальный врачебный консилиум.
Медицинская он-лайн консультация отвечает запросам и так называемых, "мнимых пациентов", которые зачастую остаются неугомонны после личного визита к врачу, им необходимо подтверждение или опровержение их диагноза и лечения. Но, получив желаемое, они продолжают снова и снова во всех подробностях описывать свой анамнез, приводят множество анализов, уточняют, переспрашивают, снова уточняют.
Зачастую пациенты обращаются с вопросами на медицинские сайты, потому что не знают, куда идти со своей проблемой. Медицинская он-лайн консультация дает нужные ориентиры, выступая бесплатной справочной службой, направляя пациента к нужному врачу.
Об эффективности обращения в медицинскую он-лайн консультацию можно судить по следующим критериям. Большинство (77%) обращавшихся в медицинскую он-лайн консультацию своевременно получили или практически сразу нашли на сайте готовый ответ на свой вопрос. Как правило, этот ответ был ясным (для 56% задававших свои вопросы и для 46% читавших готовые ответы), но недостаточно развернутым (для 54% задававших свои вопросы и для 69% читавших готовые ответы). Как следствие тому, воспользовались полученной от консультанта информацией 41% среди задававших свои вопросы и лишь 27% среди читавших готовые ответы.
Стандартный ответ обычно содержит общие сведения о заболевании и типовую рекомендацию "обратиться на очный прием". Такой ответ, как правило, разочаровывает пациента, хоть он и является наиболее правильным. Поставить точный диагноз по интернету затруднительно, почти невозможно. Назначить лечение - противозаконно. Для этого необходим тщательный сбор анамнеза, объективное обследование и результаты анализов. Все это невозможно охватить в виртуальной сети. Консультации с использованием видеосвязи для общения между специалистом и пациентом, что дает возможность визуального осмотра пациента, к сожалению, пока широко не представлены в Рунете.
Медицинская он-лайн консультация не может заменить очный прием у врача. Поэтому, она воспринимается пользователями Рунета только как одно из звеньев в процессе диагностики и лечения. Каждый второй пользователь Рунета, среди имевших опыт обращения к подобным ресурсам, в похожей ситуации обратится к врачу в стационарном медицинском учреждении. Однако, среди тех, кому ответы он-лайн консультантов помогли, проявляют больше доверия к данному сервису.
Куда Вы предпочтете обратиться в следующий раз? Воспользовались ли Вы полученным ответом? Да Отчасти Нет
- В медицинскую он-лайн консультацию 53% 31% 11% - В стационарное медицинское учреждение 28% 50% 72% - Трудно сказать 19% 19% 17%
|