В одном из последних опросов, посвященных экономическому кризису, мы попытались определить какие из кризисных явлений в наибольшей степени коснулись пользователей Рунета и какие изменения в потребительском поведении стоит ожидать в связи с этим обстоятельством. В опросе приняли участие 1442 российских и 123 зарубежных пользователей Рунета представляющих активную (месячную) аудиторию.
Не более 2% российских и 4% зарубежных участников опроса утверждают, что кризис никак не затронул их личного или семейного материального положения. А среди тех, кто столкнулся с теми или иными негативными последствиями кризиса, лишь 5% российских и 3% зарубежных респондентов утверждают, что это никак не сказалось на их материальном положении.
Произошедшее повлияло или не повлияло на Ваше материальное положение? И если повлияло, то значительно или незначительно?(из числа тех, кто столкнулся с негативными последствиями кризиса) В том числе, проживают... За рубежом в Росссии - Не повлияло 3,4% 5,2% - Незначительно повлияло 39,8% 50,2% - Значительно повлияло 52,5% 40,7% - Затрудняюсь ответить 4,2% 3,8%
О незначительном влиянии кризисных явлений говорят 50% российских и 40% зарубежных пользователей Рунета. Напротив, 41% российских и 53% зарубежных пользователей столкнулись с ощутимыми последствиями кризиса. В числе этих последствий наиболее заметны рост цен, инфляция (83%) и девальвация рубля, колебания валютных курсов (41%), уменьшение заработной платы, премий, бонусов (46%) и задержки, невыплаты указанных и иных видов вознаграждения (36%), сокращение или отмена корпоративного "социального пакета" (14%), задержки. невыплаты пенсий и государственных пособий (5%). Около 18% опрошенных столкнулись с проблемами при возврате взятых кредитов, а 6% - с возвратом собственных банковских вкладов.
Ситуация с занятостью обстоит следующим образом: около 8% были увольнены (по той или иной статье) с основного, а 3% - с дополнительного места работы; еще около 4% были вынуждены расторгнуть ранее заключенные договора подряда на выполнение работ. Наиболее же распространеной проблемой стала скрытая форма безработицы: около 15% заявили о своем переводе на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, отправку в неоплачиваемые отпуска. Чтобы прочувствовать драматизм этой ситуации, следует учесть, что большинство активных пользователей Рунета составляют квалифицированные специалисты и руководители среднего звена, госслужащие, ИТР и квалифицированные рабочие; каждый второй (52%) участник опроса находится в активном трудоспособном возрасте от 27 до 40 лет, а 63% опрошенных имеют высшее образование.
Изменения потребительского поведения во время кризиса во многом будут зависеть от того, на чем станут экономить, от чего готовы отказаться пользователи Рунета. Ответы респондентов на этот вопрос оказались значимым образом связаны с тем, как и в какой степени кризиз затронул их материальное положение. Всех участников опроса можно разделить на две группы. <>
- В первую группу (44%) вошли те, кто столкнулся с серьезными кризисными явлениями, значительно ухудшившими материальное положение, или не осознал еще их последствий для себя. В их числе наиболее высока (17%) доля тех, кто собирается экономить на всех потребляемых видах товаров и услуг.
- Во вторую группу (56%) вошли те, кто не отметил какого-либо негативного влияния кризисных явлений на свое материальное положение или же это влияние оказалось незначительным. В их числе наиболее высока (18%) доля тех, кто не собирается изменять своим потребительским привычкам.
На чем Вы готовы экономить (от чего готовы отказаться) в связи с кризисом? В том числе... Группа 1 Группа 2 Гр.1-Гр.2
- Не собираюсь экономить 2,0% 18,4% -16,4% ----------------------------------------------------------------------- - На покупке бытовой техники, электроники 62,2% 39,0% 23,2% - На развлечениях, культурном досуге 68,8% 47,0% 21,8% - На отдыхе, отпуске 58,1% 36,4% 21,7% - На походах в салоны красоты, фитнесс-центры 49,9% 30,7% 19,2% - На одежде, обуви 35,4% 16,4% 19,0% - На покупке автомобиля 44,7% 29,3% 15,4% - На алкоголе, сигаретах 50,1% 36,3% 13,8% - На продуктах питания 25,6% 13,4% 12,2% ----------------------------------------------------------------------- - На всем 17,1% 5,2% 11,9% ----------------------------------------------------------------------- - На бензине 19,7% 9,9% 9,8% - На мобильной связи, интернете 16,0% 6,9% 9,1% - На образовании 13,7% 4,9% 8,8% - На лекарствах, лечении 10,8% 2,4% 8,4% - На общественном транспорте 14,7% 7,5% 7,2% - На других "излишествах" 1,0% 0,7% 0,3% ----------------------------------------------------------------------- - Трудно сказать. Не знаю на чем еще экономить 4,7% 5,7% -1,0%
Из числа всех участников опроса каждый десятый заявил, что не собирается отказываться от своих потребительских привычек. Напротив, каждый десятый заявил, что будет экономить на всем, на чем только можно. Между этими двумя крайностями находится позиция большинства (не менее трех четвертей) опрошенных, которые подходят к сокращению потребления избирательно.
Каким же группам товаров и услуг больше всего не повезет во время кризиса? В значительно меньшем объеме пользователи Рунета станут покупать бытовую технику, электронику (49% из числа всех опрошенных), а также тратить средства на развлечения, культурный досуг (57%), отдых и отпуска (46%), походы в салоны красоты и фитнес-центры (39%). Для многих экономия будет достигнута за счет отказа от покупки автомобиля (36%). Многие попытаются сократить или отказаться от потребления алкоголя и табака (42%). Из товаров повседневного спроса в первую очередь пострадают приобретения одежды и обуви (25%), а во вторую очередь - продуктов питания (19%). Заметно меньшим сокращениям подвергнутся расходы на бензин у автомобилистов (14%), на проезд в общественном транспорте (11%), на услуги операторов мобильной связи и интернет-провайдеров (11%). Самыми же защищенными статьями бюджета окажутся расходы на образование (9%), на лечение и лекарства (6%).
|