Экономим на досуге... В кризис первыми урезаются затраты на развлечения
Пятая часть россиян в связи с непростой экономической ситуацией готова отказывать себе в развлечениях – походах в театры, клубы и кино.
Опрос, проведённый Исследовательским центром портала SuperJob.ru 21-22 января 2009 года среди 1000 респондентов из семи округов РФ, был открытым, то есть респондентам не было предложено конкретных вариантов ответа.
«В период кризиса остро ощущается необходимость экономить деньги, в основном это сказывается на повседневном досуге», – комментируют наши соотечественники (21%), принявшие решение в период кризиса урезать свои расходы на развлекательные мероприятия или даже вовсе отказаться от походов в рестораны, клубы, кино и прочие увеселительные заведения.
13% россиян считает, что наиболее целесообразно сократить расходы на приобретение одежды и обуви: «Реже буду покупать одежду и обувь»; «Могу спокойно отказаться от покупки одежды и обуви. Этого добра у меня на пару лет хватит!»
От дорогостоящих туристических поездок откажется в связи с кризисом 11% респондентов. Кто-то в целях экономии средств готов полностью исключить из бюджета такую статью расходов, как путешествия, другие же откажутся от цивилизованного отдыха и будут «ездить отдыхать дикарём», а поездки на Мальдивы или в Европу заменят путешествием «на местный юг».
Столько же опрошенных (11%) собирается экономить на продуктах питания: «Готова сократить ассортимент потребляемой пищи»; «Мы уже покупаем продукты в более дешёвых супермаркетах». Некоторые респонденты полны решимости отказаться от креветок, мяса, продуктов животного происхождения, йогуртов и сладкого.
Каждый десятый участник исследования с сожалением отмечает, что ему придётся экономить на всём, а значит, во многом себе отказывать. «На всём. Другого выхода просто нет»; «Готов экономить на всём по чуть-чуть», – комментируют они.
По 5% россиян готовы экономить на вредных привычках (алкоголе, сигаретах) и дорогих излишествах.
«Сократить передвижение на личном авто и больше пользоваться метро» в условиях кризиса собирается 3% респондентов.
2% наших сограждан будет экономить на всех видах транспорта, стараясь чаще ходить пешком. Столько же опрошенных (по 2%) в силу сложной экономической ситуации откажется от приобретения нового автомобиля, бытовой техники, а также походов в спа-центры и салоны красоты.
16% опрошенных предлагают свои способы экономии средств. Кто-то из них считает, что экономить надо на разговорах по мобильному телефону, коммунальных услугах и глянцевых журналах. Респонденты, не обделённые чувством юмора, готовы экономить «на доходах президента и депутатов» или «отказаться от уплаты налогов».
12% опрошенных гордо заявляет, что, несмотря на кризис, экономить они не собираются. «Кризис меня непосредственно не коснулся, поэтому я ни от чего не отказываюсь»; «Кризис у нас в головах»; «Надо больше и лучше работать!» – убеждены они.
В отличие от них 5% наших сограждан признаётся, что им уже не на чем экономить. «Речь уже не идёт об экономии. Статьи расходов урезаны до минимума»; «Не на чем. Я и до кризиса экономил», – описывают они своё сложное финансовое положение.
Затруднились с ответом 10% респондентов: «В зависимости от обстоятельств»; «Сложно сказать…»
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 21-22 января 2009 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос: «На чём Вы готовы экономить (от чего готовы отказаться) в связи с кризисом?»
Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность указать несколько вариантов ответа):
«На развлечениях» - 21%
«Готова частично отказаться от походов в рестораны, клубы, развлекательные центры»; «На посиделках в кафе»; «На походах в ресторан»; «Откажусь от ужинов в ресторане»; «От походов в заведения общепита, развлекательные учреждения»; «В период кризиса остро ощущается необходимость экономить деньги, в основном это сказывается на повседневном досуге»; «Возможно, вместо 7 посещений театра и 30 посещений кино в год я схожу 2 раза в театр и 10 раз в кино»; «На развлекательных мероприятиях»; «От культпоходов в кино, театр, музей, развлекательные центры...»; «Придётся уменьшить количество развлечений: кино, театр, бильярд...»
«На одежде, обуви» - 13%
«Могу спокойно отказаться от покупки одежды и обуви. Этого добра у меня на пару лет хватит!»; «На необязательных предметах гардероба»; «На обновлении гардероба и всяких нужных ненужностях»; «От нового гардероба»; «Реже буду покупать одежду и обувь».
«Не собираюсь экономить» - 12%
«Да нет никакого кризиса»; «Кризис меня непосредственно не коснулся, поэтому я ни от чего не отказываюсь»; «Кризис у нас в головах»; «Кто работает, тот ест!»; «Меня кризис не касается!»; «Надо больше и лучше работать!»; «Надоело экономить»; «Не готова отказаться ни от чего, готова больше работать»; «Не хочу я ни от чего отказываться – жизнь одна!»; «Ни на чём не экономлю. На всё необходимое хватает»; «Отказываться ни от чего не буду... Главное – рациональное использование имеющегося семейного бюджета. Экономика должна быть экономной».
«На отдыхе» - 11%
«От цивилизованного отдыха (буду ездить отдыхать дикарём)»; «Готова отказаться от активного отдыха»; «На выездах в Европу»; «На отдыхе, т. к. именно на это тратится почти весь доход»; «Однозначно придётся отказаться от туристических поездок»; «От поездки на Мальдивы. Поеду на местный юг»; «От поездки на море»; «От турпутёвки».
«На продуктах питания» - 11%
«Готова экономить на еде»; «Мы уже покупаем продукты в более дешёвых супермаркетах»; «На дорогих продуктах питания»; «От животной пищи»; «От йогуртов»; «От креветок»; «От мяса»; «От сладкого»; «Готова сократить ассортимент потребляемой пищи».
«На всём» - 10%
«В период кризиса экономить приходится на всём»; «Готов экономить на всём по чуть-чуть»; «На всём, кроме расходов на питание и детей»; «На всём, что не входит в число товаров первой необходимости»; «На всём. Другого выхода просто нет»; «Экономия во всём, жёсткий контроль над использованием средств».
«Уже не на чем экономить» - 5%
«Мой доход так мал, что я и без кризиса во всём себе отказывал»; «Никогда не жил на широкую ногу»; «Не на чем. Я и до кризиса экономил»; «Речь уже не идёт об экономии. Статьи расходов урезаны до минимума»; «У меня и так довольно скудный бюджет. Экономить мне уже не на чем».
«На алкоголе, сигаретах» - 5%
«На вредных привычках...»; «На алкоголе и сигаретах»; «На сигаретах. Уже начал»; «Не пью. Совсем. Бросил... Экономия!»; «От дорогого спиртного»; «Ром, виски»; «Экономить надо в первую очередь на том, от чего меньше всего пользы. Например, можно бросить курить. Я бросил!»
«На излишествах» - 5%
«На предметах роскоши. Остальное уже есть...»; «На роскоши – отказаться можно от ненужных вещей»; «На товарах класса люкс, кроме косметики»; «В связи с кризисом можно отказаться от некоторых деликатесов»; «На ненужных вещах»; «От деликатесной пищи»; «От ненужных безделушек, от вещей, без которых легко обойдусь»; «От шёлковых простыней».
«На бензине» - 3%
«На автомобиле – пересел на городской транспорт»; «Я сменила заправку на более дешёвую»; «Собираюсь сократить передвижение на личном авто и больше пользоваться метро».
«На покупке бытовой техники» - 2%
«На бытовой и электротехнике»; «От покупок, без которых можно обойтись: новая техника (если нет срочной необходимости в ней)»; «Я готов отложить покупку нового телевизора!»
«На транспорте» - 2%
«На такси»; «На транспортных расходах»; «Экономить на транспорте (общественном)».
«На покупке автомобиля» - 2%
«Готова отказаться от покупки машины»; «От покупки нового автомобиля».
«На походах в салоны красоты» - 2%
«От посещения солярия»; «На маникюре»; «От наращивания ресниц в салоне»; «От посещения спа-салона».
«На другом» - 16%
«На компьютерных «примочках»; «Журналы, Интернет, апгрейд ноутбука»; «Буду меньше разговаривать по мобильному телефону»; «На учёбе»; «От покупки недвижимости»; «Готов отказаться от уплаты налогов»; «Готова отказаться от шопинга»; «Меньше покупать, больше откладывать»; «На долгосрочных инвестициях и на значительных краткосрочных вкладах. Чтобы выжить в условиях кризиса, бизнес надо доверить скептику, а капитал – скупцу»; «На доходах президента и депутатов»; «На желаниях!»; «На количестве покупаемого, но не на качестве»; «На коммунальных услугах»; «На порошке для посудомоечной машинки – купила дешевле. Сократила покупку DVD-дисков для дочки»; «На свободном времени»; «Не готовы, а вынуждены: приостановить ремонт своей квартиры, а мечтать о жилье для взрослых детей даже не приходится»; «От инвестиций в акции и ценные бумаги»; «От квартплаты»; «От покупки прессы»; «Кабельное ТВ, бутики»; «От крупных денежных приобретений».
«Затрудняюсь / не хочу отвечать» - 10%
«В зависимости от обстоятельств»; «Сложно сказать…»