Исследовательский центр портала SuperJob.ru в январе 2009 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Менеджер по маркетингу» в 9 городах России.
Должностные обязанности специалистов заключаются в разработке маркетинговой стратегии компании, исследовании и анализе рынка, мониторинге конкурентной среды. Менеджер по маркетингу осуществляет вывод нового продукта на рынок, анализирует объемы реализации товара, планирует ассортимент продукции, разрабатывает меры по повышению эффективности продаж. Помимо этого представители данной профессии ответственны за разработку рекламно-информационных и маркетинговых материалов, медиа-планирование. Менеджеры по маркетингу принимают непосредственное участие в формировании бюджета по маркетингу, составляют аналитические отчеты по результатам своей деятельности.
Московские менеджеры по маркетингу зарабатывают около 40000 руб. в месяц, петербургские – 30000 руб. Сокращение числа вакансий привело к избыточному предложению рабочей силы на рынке труда двух столиц: на одно свободное рабочее место в Москве приходится 30 соискателей, в городе на Неве – 60! В Екатеринбурге и Новосибирске зарплата маркетологов составляет в среднем 25000 и 22000 руб. соответственно. Соотношение количества вакансий и резюме здесь пока «не зашкаливает»: в Екатеринбурге – 5 человек на место, в Новосибирске – 8. Данные по другим российским городам, участвовавшим в исследовании, представлены ниже (см. таблицы).
Претендовать на начальные позиции в профессии могут студенты и выпускники вузов с опытом работы в отделе маркетинга не менее 1 года, уверенно владеющие компьютером (1С, MS Office, Power Point). В кризисные времена приоритеты компаний сдвигаются в область увеличения объемов продаж, поэтому молодые специалисты должны быть хорошо осведомлены о принципах формирования ценовой политики, методах анализа рынка и проведения маркетинговых исследований, способах продвижения продукта. Несколько возросший список функциональных обязанностей подкреплен небольшим подъемом верхней границы зарплатного диапазона. Доход начинающих менеджеров по маркетингу в столице составляет от 20000 до 35000 руб., в Санкт-Петербурге – от 16000 до 25000 руб., в Екатеринбурге и Новосибирске – от 12000 до 20000 руб.
На более высокую зарплату могут претендовать выпускники профильных факультетов вузов, свободно владеющие английским языком, отработавшие по специальности не менее 2-3 лет. От соискателей также требуется наличие опыта разработки и проведения эффективных маркетинговых мероприятий. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, владеющие программой SPSS. В столице подобные специалисты могут рассчитывать на зарплату до 45000 руб., в городе на Неве – до 35000 руб., в Екатеринбурге – до 30000 руб., в Новосибирске – до 25000 руб.
На максимальный размер зарплаты могут рассчитывать претенденты с опытом работы на руководящих постах, отработавшие в качестве менеджера по маркетингу не менее 3 лет, имеющие отличные переговорные и организаторские навыки. Доход таких специалистов в Москве достигает 150000 руб., в северной столице – 80000 руб., в Екатеринбурге – 60000 руб., в Новосибирске - 40000 руб.
Структура рынка труда менеджеров по маркетингу за прошедший год практически не изменилась. По-прежнему, типичным представителем профессии является молодая образованная женщина. Представительницы слабого пола составляют 70% от общего числа соискателей. 77% специалистов – молодежь в возрасте до 30 лет. 86% менеджеров по маркетингу имеют высшее образование.
Регионы исследования: гг. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Омск, Самара, Уфа. Время проведения исследования: январь 2009 г. Единица измерения: российский рубль. Объект изучения: предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Менеджер по маркетингу».
Типичный функционал:
- Исследование и анализ рынка, мониторинг конкурентной среды;
- Разработка маркетинговой стратегии;
- Разработка и реализация медиа-планов;
- Разработка рекламно-информационных и маркетинговых материалов;
- Организация и проведение маркетинговых мероприятий;
- Анализ продаж, планирование ассортимента, разработка мер по повышению эффективности продаж;
- Проведение маркетинговых исследований;
- Вывод нового продукта на рынок;
- Составление аналитических отчетов;
- Участие в формировании бюджета по маркетингу.
Требования к позиции: тип занятости - полный рабочий день.
Уровень оплаты труда специалиста определяется благосостоянием компании, перечнем должностных обязанностей, опытом работы по специальности, уровнем развития профессиональных навыков.
Анализ информации по уровням оплаты труда специалиста:
(без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций)
Регион
Минимальный
Максимальный
Мода
Медиана
Нижний квартиль
Верхний квартиль
Среднее арифметическое
Индекс востребованности
(резюме/вакансии)
Москва
20 000
150 000
40 000
40 000
35 000
45 000
39 600
30
Санкт-Петербург
16 000
80 000
30 000
30 000
25 000
35 000
30 900
60
Екатеринбург
12 000
60 000
20 000
25 000
20 000
30 000
23 800
5
Нижний Новгород
10 000
50 000
18 000
20 000
18 000
23 000
19 800
12
Новосибирск
12 000
40 000
20 000
22 000
20 000
25 000
22 200
8
Ростов-на-Дону
10 000
45 000
20 000
20 000
17 000
23 000
19 100
30
Омск
9 000
40 000
20 000
17 000
15 000
20 000
17 100
5
Самара
10 000
50 000
20 000
18 000
17 000
25 000
19 500
20
Уфа
10 000
40 000
18 000
20 000
16 000
22 000
19 600
10
Пояснения к таблице »
Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.
Регион
Диапазон I
Диапазон II
Диапазон III
Москва
до 35 000
35 000 - 45 000
свыше 45 000
Санкт-Петербург
до 25 000
25 000 - 35 000
свыше 35 000
Екатеринбург
до 20 000
20 000 - 30 000
свыше 30 000
Нижний Новгород
до 18 000
18 000 - 23 000
свыше 23 000
Новосибирск
до 20 000
20 000 - 25 000
свыше 25 000
Ростов-на-Дону
до 17 000
17 000 - 23 000
свыше 23 000
Омск
до 15 000
15 000 - 20 000
свыше 20 000
Самара
до 17 000
17 000 - 25 000
свыше 25 000
Уфа
до 16 000
16 000 - 22 000
свыше 22 000
Пояснения к таблице »
№
Зарплатный диапазон
Требования и пожелания к профессиональные навыкам
1
I
- Образование неполное высшее, высшее
- Знание принципов формировния ценовой политики, методов анализа рынка и проведения маркетинговых исследований, методов продвижения продукта
- ПК - уверенный пользователь (1С, MS Office, Power Point)
- Опыт работы менеджером по маркетингу от 1-го года
2
II
- Образование высшее профильное
- Знание английского языка на разговорном или свободном уровне
- Опыт разработки и проведения эффективных маркетинговых мероприятий
- Опыт работы с программой SPSS приветствуется
- Опыт работы менеджером по маркетингу 2-3 года
3
III
- Отличные переговорные и организаторские навыки
- Опыт руководящей работы
- Опыт работы менеджером по маркетингу свыше 3-х лет
Статистические данные:
Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда менеджеров по маркетингу 23-45 лет; менеджеры по маркетингу в возрасте до 30 лет составляют 77% от общего числа специалистов; в возрасте от 30 до 40 лет – 19%, в возрасте от 40 до 50 – 3%;
70% менеджеров по маркетингу – женщины;
47% менеджеров по маркетингу владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы; на разговорном и на свободном уровнях – 46%;
86% менеджеров по маркетингу имеют высшее образование, 13% - неполное высшее;
58% менеджеров по маркетингу имеют водительские права категории «В»